Школа обучения навыкам общего ухода и реабилитации за гражданами пожилого возраста и инвалидами («Школа ухода») для родственников, социальных работников, волонтеров, ухаживающих за пожилыми

людьми и инвалидами.

Цель работы школы:

Повышение эффективности реабилитационных мероприятий инвалидам и гражданам пожилого возраста, имеющим нарушения здоровья, двигательных функций, повышение качества их жизни, обеспечение доступной среды жизнедеятельности.

Основная задача:

Обучение родственников и других лиц, осуществляющих уход за инвалидами и гражданами пожилого возраста на дому методам контроля за изменениями состояния здоровья, профилактике осложнений, созданию благоприятной обстановки и психологической атмосферы, принципам общего ухода.

Работа «Школы ухода» направлена на:

1. Ознакомление родственников и других лиц, осуществляющих уход с:

- основами геронтологии и специфическими проблемами здоровья граждан пожилого возраста и инвалидов;

- методами контроля за изменением состояния здоровья инвалида и пожилого человека.

2. Обучение родственников и других лиц, осуществляющих уход за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому:

- принципам общего ухода (навыкам медицинских манипуляций, профилактики осложнений, личной гигиене и биомеханике тела, правилам питания и кормления, методам дезинфекции);

- основам реабилитации при различных функциональных нарушениях;

- психологическим аспектам, связанным с вопросами организации ухода и профилактики стрессовых состояний.

3. Информирование и консультирование по использованию технических средств реабилитации.

4. Информирование о видах и формах социальной помощи.

Категории граждан, имеющих право на обучение в «Школе ухода»:

Обучение в «Школе ухода» могут пройти:

- родственники и другие лица, осуществляющие уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами утратившими (полностью или частично) способность к самообслуживанию и передвижению в связи с преклонным возрастом или болезнью.

Порядок работы «Школы ухода»:

Обучение родственников и лиц, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, навыкам общего ухода проводится посредством проведения лекций, семинарских занятий, консультаций.

Обучение в «Школе ухода» предусматривает как групповые, так и индивидуальные занятия. Периодичность занятий 1 раз в месяц. Продолжительность одного занятия 45 мин.

Групповые занятия включают в себя полный курс обучения. Численный состав участников группы не более 5 человек.

Индивидуальные занятия проводятся по выборочным направлениям из тематического плана «Школы ухода».

Условия обучения в «Школе ухода»:

Обучение в «Школе ухода» является бесплатным.

Занятие 1: Уход за лежачими больными. Профилактика пролежней

2247

Об уходе за лежачим больным говорить трудно. Забота о человеке, который на вашей памяти был бодр, весел и энергичен, а теперь прикован.

Нередко хронические больные не нуждаются в активном лечении и ежедневном врачебном наблюдении. Скажем, во время длительного пребывания в больнице (например, после перенесенного инсульта) человек получил необходимую квалифицированную помощь. И, конечно, ему хочется домой, к близким людям, в привычную обстановку.

Действительно, на практике могу сказать: дома и стены помогают. Хороший уход и забота могут творить чудеса. Старинная поговорка гласит: «Лечит врач, вылечивает ухаживающий». Она вполне актуальна и сегодня. Что важно знать ухаживающему?

Важные правила ухаживания за лежачими больными:

  1. 1)   Регулярно проветривать комнату, где лежит больной.
  2. 2)Проводить влажную уборку ежедневно.
  3. 3)Постельное белье следует менять еженедельно – и это жизненно важный вопрос. Чем сильнее белье слежалось, чем больше на него просыпано крошек, тем больше возрастает риск пролежней.

Чтобы поменять белье и разровнять постель, надо по возможности переложить больного на другую кровать. Грузных людей надо переносить вдвоем: один подводит руки под голову и лопатки, другой – под поясницу и бедра и одновременно поднимают.

Если переместить больного возможности нет, существует другой способ. Больного передвигают на край постели, скатывают грязную простыню по длине в виде бинта, а на ее место расправляют чистую. Больного перекатывают на чистую сторону, на другой стороне снимают грязную простыню и расправляют чистую.

2248

Переодевание.   Чтобы сменить нательное белье, надо подвести руки под крестец больного, затем захватить край рубашки/футболки и осторожно отодвинуть ее к голове. Подняв обе руки больного, снять рубашку через голову и после этого освободить его руки.

Одевают больного в обратном порядке: сначала рукава рубашки, затем вырез через голову. Кстати, в магазинах и аптеках можно купить распашонки для тяжелобольных, например с инфарктом миокарда, которые легко надевать и снимать.

2249

Уход за кожей. Если позволяет состояние, больного сажают в постели и он самостоятельно моет руки, лицо, шею и уши водой комнатной температуры с мылом. Лежачего больного обтирают с помощью тампонов или губки, смоченных водой с добавлением водки или одеколона. Тяжелобольным необходимо протирать все тело камфорным спиртом, особенно складки в паху, подмышечные впадины и участки кожи под молочными железами у женщин. Если кожа сухая, надо раз в 2-3 дня смазывать ее детским кремом.

2250

Как лечить пролежни. Существует распространенный народный метод лечения пролежней – зеленкой. Помните, он не действует! С помощью зеленки рана быстро затягивается, но под кожей будет происходить гниение. По науке, рану закрывают стерильной салфеткой, смоченной раствором фурацилина (1:5000) или отваром ромашки, предварительно отжав ее, и накладывают сухую повязку. По мере очищения раны переходят на повязки с мазью Вишневского или другими препаратами, рекомендованными лечащим врачом.

Среди современных средств по уходу за кожей, которые продаются в аптеках, можно, в частности, порекомендовать следующие: лосьон для тела без содержания спирта (оказывает смягчающее и успокаивающее действие), пенку для мытья и ухода за телом (обеспечивает питание и уход за раздраженной кожей, снимает неприятный запах мочи), влажные салфетки для чувствительной кожи (они обладают очищающим и дезинфицирующим свойством).

2251

Уход за глазами, ушами и носом. Если у больных появляются выделения из глаз, надо ежедневно протирать глаза стерильным марлевым тампоном, смоченным 3%-ным раствором борной кислоты. Надо также очищать уши от скопления серы в слуховом проходе. С этой целью в ухо закапывают несколько капель 3%-ного раствора перекиси водорода, а затем легкими вращательными движениями вводят ватную палочку в самое начало слухового прохода и осторожно, чтобы не повредить барабанную перепонку, очищают его. Ослабленные больные не могут самостоятельно очищать нос, поэтому ухаживающий ежедневно выполняет эту процедуру. В чем она заключается? Больного надо усадить со слегка запрокинутой назад головой, подложив под спину подушку. Затем ватную палочку смачивают вазелиновым маслом или глицерином и вводят в носовой ход. Подержав 2–3 минуты, ее вращательными движениями вытаскивают из носа вместе с корочками.

2252

Клизмы. Лежачим больным, страдающим запорами, нужна очистительная клизма (раз в 2–3 дня). Для этого используют кружку Эсмарха (резиновый резервуар емкостью до 2 литров). Больного укладывают на левый бок с согнутыми к животу ногами. Под ягодицы подкладывают клеенку, свободный край которой опускают в ведро. В кружку Эсмарха (кран на резиновой трубке закрыт) наливают кипяченую воду на 2/3 объема, смазывают наконечник вазелином. Затем открывают кран, чтобы выпустить немного воды и воздуха, и снова его закрывают. После этого, раздвинув ягодицы, вращательными движениями вводят в прямую кишку наконечник и открывают кран. При этом кружку Эсмарха поднимают выше постели. Иногда вместо очистительных с такой же периодичностью делают микроклизмы с растительным маслом – с помощью резиновой груши. Микроклизмы переносятся больным легче, процедуру проводят перед сном, чтобы утром у больного был стул.

2253

Инновации на службе здоровья. В последнее время появилась масса изобретений, которые облегчаютуход за лежачим больным: это и разнообразные прокладки (для страдающих легкой формой недержания), ивпитывающие трусики, иодноразовые простыни, которые могут заменить привычную клеенку, и функциональные кровати. Помните, вприменении этих средств главный закон– целесообразность. Если степень недержания легкая, то«париться» вовпитывающих трусиках круглосуточно нет необходимости. Чем больше контакт тела снатуральными тканями, тем меньше опасность пролежней иопрелостей. Однако, если недержание вошло внорму, товпитывающие трусики ипростыни могут спасти оттехже самых пролежней– ведь неувсех ухаживающих есть возможность регулярно менять белье.

2254

Погода в доме. Естественно, что долгое пребывание впостели исвязанный сэтим дискомфорт угнетают человека итравмируют его психику. Зачастую он становится весьма раздражительным икапризным. Это нормально, нивкоем случае несрывайтесь. Ведь ваша эмоциональная реакция может ухудшить состояние больного– вам нужны последующие угрызения совести?

Лучший способ избавиться отраздражения– смена обстановки. Если ваш подопечный неможет выходить наулицу или хотябы набалкон, небойтесь приглашать гостей– друзей иродственников. Многие опасаются травмировать родственников или утомить больного. Нопомните: посторонние люди заставляют больного собраться, мобилизоваться, забыть ораздражении. Новые лица практически гарантируют улучшение настроения иощущение возвращения кнормальной, активной жизни.

ПЛАН

 

ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ «ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ»

 

НА 2021 год

 

Тема занятий

Исполнитель

Дата

проведения

Ответственный

1.Гипертоническая болезнь

Врач- терапевт

Январь

24.01

Мешкова Т.И.

2.Грипп. Клиника, лечение, профилактика

Врач-

физиотерапевт

Февраль

26.02

 

Пилипенко З.Д. 

3.Туберкулез. Актуальные вопросы.

Врач-

физиотерапевт

Март

27.03

 

Вайнштейн М.А

4.Синдром беспокойных ног

Врач-

невролог

 

Апрель

25.04

 

Прохорова О.Н.

 

5.Гимнастика по Стрельниковой

Инструктор ЛФК

Май

29.05

Куфта И.Р.

6. Лечебное питание при болезнях печени

 врач-физиотерапевт

Июнь

     23.06

 

Пилипенко З.Д..

7.Вирус Коксаки. Клиника, лечение, профилактика.

врач-физиотерапевт

Июль

25.07

 

Вайнштейн М.А.

8. Депрессия

Врач-

невролог

Август

15.08

 

Прохорова О.Н.

9. Физиотерапия при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

 

врач-физиотерапевт

Сентябрь

20.09

 

Пилипенко З.Д.

10. Болезнь кошачьих царапин. Основные  аспекты

Врач-

физиотерапевт

Октябрь

23.10

 

Вайнштейн М.А..

11.Шейный синдром

Врач-

невролог

Ноябрь

21.11

 

Прохорова О.Н.

12. СПИД

Врач-

терапевт

Декабрь

19.12

 

Мешкова Т.И.

 

Имя файла Размер
An Adobe Acrobat file положение школа ухода.pdf Preview in Google Docs Viewer 239.53 KB

© 2014 Официальный сайт Кочковский Комплексный центр социального обслуживания населения